Если вы потратили круглую сумму на 5 метров  экзотического  колоночного кабеля, Вы задумывались о пятистах метрах  провода в выходных трансформаторах вашего лампового усилителя?
Выходные  трансформаторы – это  дорогие компоненты со сложной  намоткой, чтобы работать должным образом на высоких частотах. Они являются главными виновниками мягкого баса в ламповых усилителях. Основными причинами этого являются перенасыщение магнитопровода на низких частотах. Кроме того, из-за сопротивления обмотки теряется около 10%  выходной мощности. Альтернативой является бестрансформаторный выход – OTL (output transformer Less).

Принцип работыotl ламповый-усилитель-на-6С33С

Описываемая  OTL схема предлагает несколько решений. Во-первых, в целях защиты динамиков в случае неисправности ей необходимо естественное  ограничение тока без использования вспомогательных цепей защиты. Во-вторых, проблема в том, как реализовать симметричный выходной каскад, когда лампы не имеют NPN и PNP структуры как транзисторы.
Одним из вариантов был цирклотрон  «circlotron», изобретенный Сесил Холлом в 1951 году, но, который, однако, препятствует использованию естественного  ограничения тока и вынуждает использовать очень  сложную конфигурацию блока питания. Вместо этого, была разработана схема с некомплементарным выходным каскадом с  использованием комбинированной  местной обратной связи. Была достигнута  хорошая симметрия и низкий уровень гармоник, что было подтверждено в последующих измерений. Такая конфигурация имеет больше общего со схемой Futterman, за исключением того, что пара пентодов используется для драйверного каскада вместо разделителя фазы. Пентоды по сравнению с триодами смогли обеспечить достаточный ток и усиление.
Общей целью проекта было иметь простую схему, как можно с минимальным количеством компонентов на пути сигнала, а также двухтактный принцип работы. Двухтактный каскад  не только уменьшает гармонические искажения, но и обеспечивает значительное уменьшение пульсаций питания. Получилась стабильная, надежная конструкция, которая не нуждается в постоянной регулировке. Для этого включена цепь обратной связи постоянного тока, которая после первоначальной настройки держит напряжение смещения в пределах 20 мВ. Последующая корректировка вряд ли потребуется в течение долгого времени, даже после замены ламп.
Я знаю, что обратная связь – спорный вопрос и многие считают, что, в конечном счете, она должна быть нулевой. Тем не менее, нулевая обратная связь в этой конструкции может привести к звуковым шумам и выходному сопротивлению 8Ω, которое может серьезно повлиять на тональный баланс большинства акустических систем. Поэтому было решено применить глубину  обратной связи 26дБ, которая является обычной для большинства классических схем ламповых усилителей и понижает  выходное сопротивление до 0.4Ω для хорошо контроля баса. Тем не менее, преимущество самодельного усилителя (англ. DIY, D.I.Y.; ди ай уай, от англ. Do It Yourself — «сделай это сам») является то, что вы можете настроить обратную связь в соответствии с вашим собственным вкусом. Простейший способ уменьшить обратную связь до 11 дБ – это убрать конденсаторы связи между первой и второй ступенями.
Наконец, для того, чтобы «раскачать»  нормальную акустику было решено, что нужна мощность не менее 20 Вт. Очевидный выбор ламп выпал на Российский 6C33C триод, потому что одна пара может выдать 2,5А тока на 8-омную нагрузку при  умеренном питании 150V. Это позволяет получить 25W на 8Ω нагрузки или 40 Вт на нагрузке 16Ω. Если вы можете увеличить нагрузку с 40 до 100Ω, то вы можете легко получить 50 Вт мощности  в классе А. Измерения показали, что  искажение с включенной обратной связью были меньше, чем у генератора сигналов. Это дало 0,14% THD при 2W с 8Ω нагрузкой без обратной связи, или 0,007% 26дБ с обратной связью.otl ламповый-усилитель-на-6С33С-внешн-вид

Конструкция и детали.

Сигнал с входного  гнезда SK1 подается на сетку лампы V1A через регулятор громкости RV1, C1 и R1. Включение обратной связи обеспечивается резисторами R1 и R3, которые смешивают сигнал выхода и входа. Глубина обратной связи составляет около 29 и может быть изменена отношением R3/R1. Другими словами, при входном напряжении 500 мВ получаем 25 Вт на 8Ω нагрузке. Когда RV1 установлен на максимум, входное сопротивление составляет около 26к (RV1 параллельно с R1). Конденсатор C1 используется для максимальной обратной связи по постоянному напряжению. При отсутствии смещения, на сетке V1A присутствует  тот же потенциал , что и на V1b через R4. Тем не менее, небольшая разность напряжений на катодах каждой лампы, из-за неидеальной схожести, может привести к напряжению на управляющей сетке V1A. Это сразу же отображается на нагрузке в виде постоянного напряжения, потому что 100% обратная связь по  постоянном току, через R3, сохраняет входное и выходное напряжения равными. Триммером RV2 можно добиться нулевого смещения на выходе.
Неоновая лампа Н1 служит для ограничения напряжения подогреватель-катод на обеих половинах V1 до 65 В во время прогрева. Она не светится при нормальной работе. Симметричные выходы входного каскада соединены с управляющими сетками V2 и V3 конденсаторами C3 и C4. Существуют также частичные связи постоянного тока через сопротивления R8 и R9. Драйверный каскад образуют  лампы V2 и V3 и связанные с ними компоненты. Выходы этого каскада напрямую связаны с сетками V4 и V5, которые образуют выходной каскад. Триммер RV3 позволяет скорректировать напряжения на сетках V4 и V5, тем самым установить ток выходного каскада. Выбор тока покоя предполагает компромисс между сроком жизни ламп и искажениями.
В теории, можно увеличить ток покоя выходных ламп максимально до 400 мА, после чего их аноды будут рассеивать 60 Вт. Это даст низкие искажения, но резко снизит срок службы. Тем не менее, можно добиться гораздо более длительного срока трубки с более низким током покоя, скажем, 200 мА. Это также уменьшит количество тепла, вырабатываемого усилителем! В драйвере были выбраны  пентоды, потому что они могут прокачать большее напряжение, чем триоды, а также потому, что они обладают лучшими токовыми характеристиками. Последнее обеспечивает симметрию в выходном каскаде. Еще одним преимуществом пентода является фактическое отсутствие эффекта Миллера, емкости между анодом и управляющей сеткой, в связи с наличием экранной сетки. Это увеличивает пропускную способность каскада и устраняет необходимость в компенсации частотных составляющих для того, чтобы усилитель оставался стабильным, когда применяется обратная связь. Единственным недостатком является то, что они производят чуть больше гармонических искажений нечетного порядка, чем триоды. Тем не менее, EF86 (советский аналог 6Ж32П) были разработаны для аудио. EF86  был  очень успешно  использован в драйвере знаменитого усилителя Quad II.
V4 является катодным повторителем. Это означает 100% отрицательную связь между катодом и сеткой, в результате имеем единичное усиление и снижение выходного импеданса.
V5 является анодным повторителем и для того, чтобы иметь тот же коэффициент усиления и выходное сопротивление, как V4, он должен иметь 100% отрицательную обратную связь между анодом и сеткой. Это достигается с помощью драйвера тока, который, по определению, имеет очень высокое сопротивление источника, что не ослабляет обратную связь, которая образована через R13. Хотя постоянное напряжение на анодах V2 и V3 отличается, это действительно не оказывает большого значения на режимы работы пентодов.
R15 обеспечивает привязку управляющей сетки V1A к общему проводу во время разогрева усилителя, в случае отсутствия подключенных громкоговорителей.
Газоразрядный предохранитель N2 гарантирует, что выходное напряжение остается в пределах безопасных значений при любых условиях. Если выходное напряжение превышает 90 В, он срабатывает, понижая тем самым выходное напряжение до безопасного.

ИСТОЧНИК ПИТАНИЯ

Хотя блок питания достаточно обычный и мало нуждается в описании, есть несколько моментов, которые нужно отметить: в случае неисправности, заставив защелку выходной каскад либо вверх или вниз, R33 предоставляет средства ограничения тока через выходную стадию и громкоговоритель. Если его значение было слишком малым, трубка вывода или громкоговорителя или оба могут быть повреждены. Если его значение было слишком высоким, небольшое напряжение смещения через громкоговоритель может вызвать значительный дисбаланс в напряжение питания HT2 и HT4. Предохранители FS1 и FS2, сработают в маловероятном случае, если обе лампы драйверного каскада, V2 и V3, не работают (или не подключены), тем самым вызывая чрезмерный ток через обе лампы выхода V4 и V5. В теории, только один предохранитель необходим, но здесь два включены для того, чтобы на любые неполадки они реагировали симметрично.ламповый-усилитель-на-6С33С-блок-питания

Улучшение этой конструкции возможно, если для нагревателей V1 использовать постоянный ток и включить схему таймера задержки, чтобы напряжение HT2 HT4 подавалось только тогда, когда все лампы уже разогреты.
Выбор сглаживающих конденсаторов C8-C15 важен, потому как они определенно находятся на пути прохождения сигнала между выходными лампами и громкоговорителем, и поэтому должны быть хорошего качества. Они должны быть свободны от внутренних вибрации, а это значит, что они не должны «петь». Во многих точках во время прогрева есть потенциально высокое напряжение, поэтому резисторы должны иметь соответствующую мощность.
2-х ватные резисторы могут выдерживать 500 В постоянного напряжения. Кроме того, они хорошо звучат, и обладают низким тепловым шумом 1 мкВ / V и низким температурным коэффициент 50 ppm / ° C. Вы можете заметить из фото 2, что монтаж немного тесноват, поэтому рекомендуется использовать большее шасси, чем 12 «× 9″ × 3 » которое было использовано. Усилитель производит довольно много тепла, и в идеале лампы должны иметь больше пространства вокруг себя для циркуляции воздуха. Также должна быть хорошая вентиляция под шасси.
Включение и наладка усилителя
Перед первым включением убедитесь, что Триммер RV2 находится примерно в среднем положении
и что RV3 установлен на минимальное сопротивление.
Вращая RV3, увеличиваем ток покоя с нуля до желаемой величины (автор поставил его на 200 мА), контролируем его амперметром M1. Во время нормальной работы M1 едва дергается, это не индикатор уровня! Тем не менее, отрадно иметь его на лицевой панели как раннее предупреждение на случай, если что-то пойдет не так.
После 20 минут прогрева подкорректируйте RV3 в случае необходимости. Затем подключите милливольтметр к выходным терминалам и настройте RV2 для получения нулевого значения. Всегда это нужно делать с выкрученной громкостью до минимума или при замкнутом входном разъеме.
Когда усилитель работает, никогда не включайте его сразу же после выключения, есть вероятность сжечь предохранители.

Использованные источники
1. C. T. Hall, “Parallel Opposed Power Amplifiers”
US Patent 2,705,265, June 7, 1951.
2. J. Futterman, “A Practical Commercial Output
Transformer-less Amplifier,” J. Audio Eng.
Soc., (1956 October).
3. Circlotron history page http://circlotron.
tripod.com/.

Список необходимых компонентов показан в таблице.

C1, C2………………Capacitor, 1μF 450V polypropylene Ansar
C3, C4………………Capacitor, 0.1μF 630V polypropylene
Ansar
C5…………………….Capacitor, 10μF 250V electrolytic
C6, C7, C18……….Capacitor, 100μF 250V electrolytic
C8, C9, C10-15….Capacitor, 6800μF 63V electrolytic Elna
“tonerex” or Samwha “for audio”
C16, C17, C19……Capacitor, 100μF 500V electrolytic
D1, D2, D3, D4…Diode (fast recovery), FR605G 6A 600V
D5, D6……………..Diode, 1N4006 1A 800V
FS1, FS2…………..Fuse and holder, 3.15A 20mm
M1……………………Ammeter, 0-1A DC
N1……………………Neon lamp, wire ended, T2
N2……………………..Gas discharge tube (GDT), 90V DC sparkover
N3……………………Neon indicator, panel mounted
PL1…………………..Plug, IEC chassis
R1, R2………………Resistor, 34k 0.1% 0.25W precision metal
film Welwyn
R3, R4……………..Resistor, 1M 0.1% 0.25W precision metal
film Welwyn
R5, R6……………..Resistor, 100k 0.1% 0.25W precision
metal film Welwyn
R7…………………….Resistor, 470k 1% 2W 500V metal film
Maplin
R8, R9……………..Resistor, 4M7 5% 0.5W 3.5kV metal film
Vishay (match pairs to within 1%)
R10, R11…………..Resistor, 1M 1% 2W 500V metal film
Maplin
R12, R13, R15…..Resistor, 100k 1% 2W 500V metal film
Maplin
R14…………………..Resistor, 15k 5% 0.5W metal film
R16…………………..Resistor, 10k 5% 0.5W carbon film
R17-20………………Resistor, 47R 5% 0.5W carbon film
R21, R22…………..Resistor, 1k 5% 0.5W carbon film
R23-30……………..Resistor, 10k 5% 0.5W carbon film
R31, R32…………..Resistor, 1k 5% 1W carbon film
R33………………….Resistor, 1k 5% 10W wire wound
Welwyn
RV1…………………..Resistor, variable 100k
RV2…………………..Resistor, trimmer 1k 20-turn 1W cermet
Spectrol + 32mm panel mount adaptor
RV3…………………..Resistor, trimmer 10k 20-turn 1W cermet
Spectrol + 32mm panel mount adaptor
S1…………………….Switch, double pole single throw 250V
AC 5A
SK1………………….Socket, phono
SK2………………….Terminals (shrouded) to suit loudspeaker
cable
T1…………………….Mains transformer, 6V + 6V 15VA
T2…………………….Mains transformer, 12V + 12V 225VA
T3…………………….Mains transformer, 120V + 120V 625VA
V1…………………….Tube, ECC83 + B9A socket
V2, V3………………Tube, EF86 (matched pair) + B9A socket
V4, V5………………Tube, 6C33C (matched pair) + socket
Chelmer
Chassis…………….Steel, 17″ × 10″ × 3″ Hammond
audioXpress February 2010 Тим Меллоу

 

блок-питания-2

 

Схема БП с уменьшенным числом конденсаторов.

6С33С-В Светлана Параметры и характеристики

6С33С-В Светлана Параметры и характеристики

104 комментария к “25-ваттный бестрансформаторный ламповый усилитель на 6С33С (OTL)”

  1. я пока что мало что понимаю в этом и у меня назрел вопрос, выше указанная схема на один канал расчитана ведь так!?
    и подскажите если это так то второй канал запитывать паралельно этому каналу на тот же блок питания!?
    и еще один вопрос если это один канал то можно ли запаралелить регулировку громкости одним переменым ризистором или лучше поставить сдвоеный!?

    • Да показана схема одного канала, можно запитать оба канала с одного блока питания, но будет лучше если сделать 2 раздельных блока питания или вообще выполнить усилитель в виде двух моноблоков.
      Два раздельных переменных резистора или один сдвоенный.
      Для увеличения срока службы выходных ламп я бы рекомендовал использовать только высокоомную акустику или же использовать выходной трансформатор, с коэффициентом трансформации 3:1 примерно.

  2. а в какой участок цепи лучше будет поставить регулировку тембра вч нч сч с тонкоплексацией!? или на выход поставить с дополнительным каскадом чтоб компенсировать потерю мощьности за счет сопротивления блока регулировки вч сч нч !?

  3. Лучше вообще не использовать регуляторы тембра, зло это для хай фая, но если уже сильно хочется то можно простейший пассивный включить перед усилителем.

    • спасибо огромное, как соберу поделюсь впечатлениями, и еще вопрос на шасси блок питания лучше убрать дальше от ламп чтоб избавиться от нежелательных помех или можно лампы спрятать в «клетку» фарадея чтоб собрать более компактно или же спрятать блок питания туда, и спасет ли она лампы от электромогнитной индукции блока питания!? у меня еще вопрос, а можно в принципе избавиться от помех рядом лежащего мобильного!?
      дико извиняюсь если задаю уж очень глупые вопросы, просто не укого больше спрашивать, или подскажите какую литературу почитать где я смогу найти ответы на все свои пока еще глупые вопросы!?

  4. Да, трансформаторы силовые и выходные желательно разнести как можно дальше в пространстве друг от друга, помещение их в стальные колпаки несколько ослабит елмагнитное излучение но не совсем, как вариант блок питания можно выполнить в виде отдельного блока. Для меня очень симпатичная компоновка усилителя как у автора на фото, нужно помнить что лампам нужно хорошее охлаждение.

    • так можно же лампы поместить в прямоугольный короб из орг стекла на шасси и подвести к ним принудительное воздушное охлаждение чтобы они постоянно находились в воздушном потоке, а у автора исполнение уже в двух канальном варианте я так понимаю и кулер снизу, сразу вопрос что же он им там охлаждает!? или я опять что не понимаю!?

    • еще один момент если я заменю электролетические конденсаторы на керамические срок службы увеличиться или это не имеет смысла!?

  5. Нет оргстекло нельзя, расплавится в случае остановки вентилятора, можно использовать только кварцевое стекло для кожуха, например как здесь http://www.hifiaudio.com.ua/images/Wavac%20MD-300Bm.jpg
    В авторском варианте вентилятор охлаждает сильно греющиеся элементы схемы усилителя, спрятанные в очень тесном корпусе, лучше вообще отказаться от вентилятора использовав более просторный корпус.

    • а что по поводу литературы!?
      с чего начать какую книжку для чайников прочитать чтоб более точно понимать о чем идет речь в более прадвинутой литературе, принцип работы ламп я понял и ни как не могу разобраться почему нельзя в целом на аноде использовать меньшие токи чтоб напрочь избавиться от выходного трансформатора и про обратную связь подробно ничего не описывается, почему местами ее цепляют на экранизирующую сетку а где то на анод, будет лучше если вы мне просто посоветуете какую литературу нужно прочитать чтоб я не доставал вас своими глупыми вопросами!
      заранее большое спасибо!

      • По литературе не подскажу, уверен что в интернете найдете ее кучу, Трансформатор нужен для согласования относительно высокого внутреннего сопротивления выходных ламп с низким сопротивлением нагрузки.

  6. «еще один момент если я заменю электролетические конденсаторы на керамические срок службы увеличиться или это не имеет смысла!?» приведите пример конденсаторов которые хотите использовать, не уверен что найдете кермику достаточной емкости на высокое напряжение.

    • можно же соединять несколько конденсаторов так что бы получить нужное значение соединяя их последовательно и паралельно, или это лишний геморой!? а по поводу выходных трансформаторов я все понял, а раз все ставят трансформаторы значит нет таких ламп у которых выходное сопротивление было бы равным сопротивлению нагрузки, либо они обходятся дороже чем трансформатор, ну а тут я так понял что через неоновую лампу и резистор происходит «понижение» выходного сопротивления и тока в целом чтобы не «спалить» нагрузку, тут же возникает вопрос, а почему все не ставят неоновые лампы место трансформаторов ведь лампы дешевле или качество звука через трансформатор лучше да и вторичную катушку можно намотать по разному под разные нагрузки, какая то палка о двух концах получается! не могли бы вы мне хотя бы поверхностно описать разницу, а точнее плюсы и минусы трансформаторов и иных способов в частности того что изложен в этой схеме, в каком случае диапазон частот больше!?

      • «можно же соединять несколько конденсаторов так что бы получить нужное значение соединяя их последовательно и паралельно?» — Так делать баловство, то что автор применят в блоке питания цепь из включенных последовательно конденсаторов это тоже не есть правильно, увеличивается внутреннее сопротивление такого сборного конденсатора, можно же поставить один 1000-2000мкф на 200В вместо этой гирлянды.

        «раз все ставят трансформаторы значит нет таких ламп у которых выходное сопротивление было бы равным сопротивлению нагрузки» так и есть, когдато даже пробовали делать высокоомные динамики чтобы подключать их напрямую к усилителям без выходных трансформаторов.

        «неоновыая лампочка» по схеме на выходе это не лампочка а газовый разрядник, предохраняет нагрузку от возможного высоко вольного пробоя.

        Выходной трансформатор конечно плохо, но без него никуда не денешься в ламповой схемотехнике. Как правило верхний диапазон частот как раз и ограничивается качеством выходного трансформатора, да и нижний тоже.

        • «не лампочка а газовый разрядник, предохраняет нагрузку от возможного высоко вольного пробоя.»- все понятно, ну а как насчет того что же все таки лучше газовый разрядник или трансформатор!? где диапазон частот шире!?

          • Их нельзя сравнивать, разные функции и задачи.

          • если я все правильно понял, диапазон частот на выходе будет тот же что и на входе!?
            или есть еще что, то что влияет на диапазон частот на выходе помимо выходного трансформатора?
            ну а то что сам по себе усилитель не может выдать больший диапазон частот чем на входе это и так ясно, нельзя усилить то чего нет это как на ноль делить или с лампами все наоборот!?

  7. «если я все правильно понял, диапазон частот на выходе будет тот же что и на входе!?» — совершенно верно, если не уже.
    Влияет практически все, начиная с грамотности схемы заканчивая применяемыми деталями, качеством трансформаторов например, проводов.

    «или с лампами все наоборот!?» — все верно.

    • вычитал что есть лампы с сопротивлением анодной цепи 8 Ом, сразу возник вопрос, о том что можно ли использовать меньший ток в анодной цепи, а то куда ни глянь ток в первом каскаде от 100V, а уж в выходном и того больше, почему его не делают равным току входящего сигнала!?
      тогда можно будет соединять нагрузку сразу на анодную цепь выходного каскада.

      • 100V это не ток а напряжение. У любой лампы есть свои рабочие режимы их нужно соблюдать для нормальной работы лампы и для длительного срока службы. Поэтому нельзя взять с лампы ток 10А, и заставить работать ее на 50В, это не транзистор.

  8. и у меня крайний вопрос, амперметры что указанны в схеме это только для того чтоб видеть колебания звука или для настройки так и не пойму, если они не для этого то что купить амперметр или вольтметр и в какой участок цепи включить чтоб стрелка отображала звуковые колебания ну так для красоты чтоб и для того что бы видеть когда хватит уже крутить ручку громкости для особо одаренных которые не слышат что вот вот все накроется и крутят ее до упора, мало ли какой источник сигнала у них хватит мозгов туда подключить, спрашиваю по тому что усилитель этот будет не совсем индивидуальным, или можно как тог иначе не снижая чувствительности ее ограничить, на стареньком сардеповском усилке у меня если сопротивление нагрузки меньше сопротивления выходного каскада или входящий сигнал превышает допустимые значения загорается красная лампочка перегрузки и пока его не перезапустишь он не будет играть, не понимаю я как это устроенно, и как его правильно назвать чтоб найти через гугл схему его устройства, если не трудно скажите хотя бы как он правильно называется!

  9. Амперметр там нужен в первую очередь для контроля тока покоя, 200 мА. Во время работы значения тока будут колебаться, соответственно стрелка амперметра тоже.
    Если речь идет о блоке защити то я бы не стал усложнять ею эту схему.

    • я начал искать и приобретать компоненты и сталкнулся с одной трудностью, не везде есть все а чего то и вовсе нет, например 4огромных конденсатора на картинке есть а в схеме я их не нашел точнее те что указанны в списке деталей ни один из них не похож на них или я не те нашел!?
      если не трудно подскажите где можно в одном месте купить все разом или заказать

      • Эту схему можно и даже нужно изменить, похоже автор ее лепил из того что было под рукой, например, как я писал уже раньше, гирлянды силовых конденсаторов лучше заменить на цельные конденсаторы более высокого напряжения, купить такие не проблема, 3 трансформатора в блоке питания тоже можно заменить одним, сделав в нем все необходимые обмотки. Выложу схему с уменьшенным числом конденсаторов.

        • спасибо огромное, а так все таки что же это за конденсаторы такие огромные на картинке!?

          • Это и есть конденсаторы выпрямителя +-150В о которых я выше писал.

  10. что то и в прям автор сего творения палку перегнул, на схеме 2 переменных резистора один регулирует громкость, а второй я так понимаю ток покоя анодной цепи выходного каскада регулирует, что бы подстраивать канылы, лампы ведь не бывают 100% идентичными по характеристикам, или же я заблуждаюсь!?

  11. Если быть точным то их 3, RV1 переменный регулирует уровень сигнала на входе, второй подстроечный RV2 для установки нуля на выходе, RV3 устанавливаем ток покоя выходного каскада.

    По вопросу где купить радиодетали, ели бюджет позволяет использовать компоненты хай-енд уровня, то мундорф можно купить тут http://www.hifiaudio.com.ua/Elektronnye-komponenty-c-251.html

  12. Добрый день!
    ОТЛ на 6с33с я собирал лет 10 назад по схеме Andrea Ciuffoli (для примера http://www.bonavolta.ch/hobby/en/audio/6c33c_1.htm). Поскольку одолела ностальгия, хочется что то новенькое спаять.
    Для того, чтобы запитать 6с33с +150 и -150 v, сетевой трансформатор вовсе не нужен. От сети 220 В подаем напряжение на диодный мост (обязательно через резистор 5 Ом, иначе пробки будет вышибать при зарядке фильтрующих конденсаторов), далее 2 кандюка по 4700 мкфх250в (меньше не стоит, иначе гудеть будет усилитель), и получаем +-150 В. Таким образом:
    1. круто снижаем вес, так как исключается сетевой трансформатор
    2. снижаем стоимость усилителя
    3. уменьшаются габариты усилка.

    Хотел бы посоветоваться по следующим вопросам:
    1. -430 В думаю аналогично можно получить от сети при помощи делителя напряжения без применения трансформаторов (если я не прав, прошу поправить).
    2. поскольку 6с33с ужасно прожорливы по накалу, дабы отказаться от громоздких накальных трансформаторов, думаю применить импульсники по типу SKS-120 DC/12V на каждый канал. Что вы думаете по данному решению?

    • Мне больше нравится вот эта схема, все таки здесь на 2 проходных конденсатора меньше, что неперменно должно положительно сказаться на звуке http://www.bonavolta.ch/hobby/en/audio/6c33c_2.htm

      «Для того, чтобы запитать 6с33с +150 и -150 v, сетевой трансформатор вовсе не нужен. От сети 220 В подаем… » категорически не советую так делать. У вас половина сетевого напряжения (110-115В переменки) всегда будет гулять на корпусе усилителя, на источнике, на акустических проводах. Это как минимум опасно для жизни, также приведет к поломке усилителя если закоротите корпус усилителя например через межблочный кабель — источник- сетевой кабель источника и на ноль розетки.
      Также вдумайтесь сколько грязи, помех гармоник в электрической сети, трансформатор мало того что делает гальваническую развязку, да еще и помогает фильтровать это все.

      «думаю применить импульсники по типу SKS-120 DC/12V на каждый канал» старайтесь не применять по возможности импульсные источники питания, от них вреда больше чем пользы, ВЧ помехи будут лезть со всех сторон.

      • «Для того, чтобы запитать 6с33с +150 и -150 v, сетевой трансформатор вовсе не нужен. От сети 220 В подаем… » категорически не советую так делать. У вас половина сетевого напряжения (110-115В переменки) всегда будет гулять на корпусе усилителя, на источнике, на акустических проводах. Это как минимум опасно для жизни, также приведет к поломке усилителя если закоротите корпус усилителя например через межблочный кабель — источник- сетевой кабель источника и на ноль розетки.

        Добрый день!
        Можно поподробней про природу появления половинки сетевого напряжения, если подключиться напрямик к 220В минуя трансформатор??? Т.е. я правильно понимаю, если подключиться через трансформатор 220 В-220В, то половинки сетевого напряжения на корпусе не будет?

  13. Sandr, благодарю за ответ!
    1. » У вас половина сетевого напряжения (110-115В переменки) всегда будет гулять на корпусе усилителя,»
    Теперь ясно, почему меня несколько раз «шиндорахнуло» в свое время. Я сам «далеко» не электронщик, и не понимал, откуда берется эта переменка, и действительно в районе 110 В на корпусе. И самое главное, никто мне не мог этого объяснить. В связи с этим проект ОТЛ прикрыл, собрал пару однотактников — звучали они убого по сравнению с отл на 6с33с. Потом закончил институт, работы семья…..так и отошел от «лампового» хобби… Но теперь Лампы держитесь, хобби снова одолело меня…
    2. А будут ли помехи, если импульсник применять только для накала? Лампы не прямонакальные. Потом частота работы импульсников находится в зоне слышимости, поэтому распознать их будет не сложно, и в случае чего заменить на обычные трансы. Или я заблуждаюсь?
    3. 6с33с — печка. Помню когда усилок включишь, отопление в доме можно было выключать) Думаю, можно применить, например, в выходном каскаде 6с41с. Мощностью придется пожертвовать, но 10-12 Ватт на канал вполне достаточно, если акустика имеет чувствительность 91-95 Дб. Автор, что Вы думаете по этому поводу?

    • «2. А будут ли помехи, если импульсник применять только для накала? » — будут лезть через эфир, идеально отфильтровать всеравно не получится, сами накальные провода будут антеннами. Потом смысла в этом вообще нет, КПД импульсного бп намного ниже обычного трансформатора.
      «можно применить, например, в выходном каскаде 6с41с.» — не получится, 6С33С имеет больший ток, меньшее внутреннее сопротивление, меньшее анодное напряжение, то есть больше подходит для этой схемы, 6с41с можно конечно с некоторыми изменениями схемы заставить работать, только смысла нет в этом, мощность больше 1Вт снять вряд ли получится.

  14. Ну тогда решено, значит 6с33с так и останется в выходном каскаде.
    Автор, буду очень признателен, если ответите еще на несколько вопросов )
    1. Правильно ли я понимаю, если у вторичной обмотки транса не будет средней точки, то, аналогично, на корпусе я получу свои законные 110-120 В?
    И очень интересно Ваше мнение:
    2. Что Вы думаете по поводу применения в выходном каскаде 6н13с? имею ввиду вообще для отл, не конкретно для данной схемы
    3. На сколько и как звук данного отл отличается (если отличается) от, скажем, тех же всеми любимых однотактников на выходных трансах? Подозреваю, что опыт тут имеется )

    • Я не автор этой схемы, я такой же любитель как и ВЫ 🙂
      Автор Тим Меллоу.

      «1. Правильно ли я понимаю, если у вторичной обмотки транса не будет средней точки, то, аналогично, на корпусе я получу свои законные 110-120 В?» Не совсем понял вопрос, если имеется в виду, будет ли снова бить корпус усилителя током, то нет, не будет, но отвод на вторичке все же очень желательно иметь, он через сопротивление R33 помогает созданию искусственной земли.

      «Что Вы думаете по поводу применения в выходном каскаде 6н13с» попробовать конечно можно, если хватит мощности в пол вата.

      3. Главное отличие и конек этой схемы отсутствие выходного трансформатора, но это и большой минус ее, низкое КПД, выходная мощность, плохая согласованность с нагрузкой. Зато имеем чистое прозрачное звучание, ровную широкую АЧХ ограниченную частоткой только самих ламп.

  15. Sandr, возникли еще несколько вопросов при поиске комплектующих. Буду признателен, если на них ответите )
    1. трансформатор T3 .Mains transformer, 120V + 120V 625VA. Зачем такая большая мощность. При токе покоя 0,2А на 2 канала будет кушаться 120 ВТ, если я не ошибаюсь. Даже если на нагрузке ток будет достигать 0,5 А, то на 2 канала потребуется 300 Вт. Тогда зачем нужно 625 ВТ?
    2. Стоит ли искать лампу EF86? Можно ли заменить на нашу 6ж32п? На сколько это принципиально?
    3.N1……………………Neon lamp, wire ended, T2
    N2……………………..Gas discharge tube (GDT), 90V DC sparkover

    Могли бы Вы посоветовать конкретный тип? никогда с ними не имел дело.
    Как я понял, N2 нужна для безопасности, исключать ее не стоит. Можно ли отказаться от N1?

    • 1. 0,2А это ток покоя, во время работы будет все же побольше, но действительно, с мощностью 625 автор пожалуй погорячился. Но и меньше 300Вт тоже брать не следует.

      2. «Стоит ли искать лампу EF86? Можно ли заменить на нашу 6ж32п?» — Не могу ответить, Только брать и пробовать самому.
      «Можно ли отказаться от N1?»- нет нельзя, чревато межэлектродным пробоем входной лампы, возьмите любую неонку.

      Не забудьте добавить схему мягкого старта, которая обеспечит задержку анодных напряжений, ну или хотя бы поставить на Т3 отдельный тумблер и включать его только после прогрева ламп, это поможет значительно продлить срок службы лампам.

  16. Здравствуйте, хотел спросить какой марки неоновая лампа и газозарядный предохраняет.

  17. Можно ли в этой схеме попробовать другие радиолампы, если можно то какие?

    • Можно попробовать заменить ECC83 на советскую 6н2п, EF86 на 6Ж32П, правда это может сказаться на качестве усилителя. Выходные лампы менять не следует.

  18. Здравствуйте, хотел спросить какой мощности должны быть трансформаторы Т2 иТ3.

    • В списке деталей мощность указана:
      T1…………………….Mains transformer, 6V + 6V 15VA
      T2…………………….Mains transformer, 12V + 12V 225VA
      T3…………………….Mains transformer, 120V + 120V 625VA

  19. Здравствуйте, какой ток должен выдавать трансформатор Т3.

  20. Здравствуйте, можно ли питать накал 6с33с импульсным блоком питания.

    • Можно, но использование импульсных схем в мире хай фая считается дурным тоном, за редким и дорогим исключением. Нет смысла усложнять схему таким БП и потом бороться с ВЧ помехами которые будет давать импульсный БП.

  21. Здравствуйте, какой газоразрядный предохранитель лучше взять на 5ампер или 10амперный.

  22. Здравствуйте, у радиолампы 6с33с на схеме не правильная номерация выводов.

    • Максим Вы правы, не знаю почему у автора усилителя указана такая нумерация. Прикрепил правильную цоколеквку 6с33,

  23. Хотел спросить ,схема рабочая?

    • На буржуйских форумах хвалят.
      Да и Тим не тот человек, что нерабочую будет давать 🙂

  24. Приветствую.
    Сделал кто этот OTL?

  25. Схема рабочая,лично собирал. Звучание интересное,что-то между лампой и транзистором. Ставил EF86 Tesla и 6ж32п -наши ничуть не хуже. Убрал R33-1к в БП, т.к во время работы напряжение + -150в» плавало». Собирайте-схема не очень сложная. Обязательно ставте неонку в катодах входной лампы, иначе на её сетках при не прогретой лампе будет -430вольт(с неонкой-50÷60вольт,а также разрядник на выходе усилителя.

    • Приветствую Андрей !
      А не подскажите нельзя ли заменить конденсаторы C6, C7, C16-C19 100мкф на 200 мкф.
      И что дало исключение сопротивления R33 на 1к?
      Кстати какие разрядники использовали на выходе усилителя, в схеме вроде их нет.
      С уважением,
      Алексей.
      AShishkin76@mail.ru

      • Я не Андрей, но если не против, то попробую ответить.
        » нельзя ли заменить конденсаторы C6, C7, C16-C19 100мкф на 200 мкф.» — можно, будет только лучше.
        «что дало исключение сопротивления R33 на 1к?» — я бы полностью выбрасывать это сопротивление не стал, есть вероятность появления постоянной составляющей на выходе усилителя, лучше просто уменьшить номинал до 100 Ом.

  26. Большое спасибо Александр!
    По поводу увеличения емкости до 200мкф понял, а не понадобиться изменить номиналы параллельных сопротивлений?
    По поводу резистора R33, я так понял для исключения постоянной составляющей на выходе там специально предусмотрены переменники. И не совсем разобрался исключение или уменьшение номинала резистора не даст плавающего изменения напряжения?
    Кстати не совсем понял нионки это газоразрядники?
    Заранее спасибо,
    Алексей.

    • «По поводу увеличения емкости до 200мкф понял, а не понадобиться изменить номиналы параллельных сопротивлений?» — нет. В схеме используется виртуальная земля, берется с точки последовательно подключенных конденсаторов в блоке питания, при идеально одинаковых значениях номиналов резисторов, характеристик ламп, а это в жизни не реально, на R33 будет 0В постоянки. А в реальности R33 как раз и будет компенсатором неидеальности, на нем будет какое то напряжение, думаю до 1В. Так что полностью из схемы я его не выбрасывал бы.
      «неонки это газоразрядники?»- да

  27. Спасибо за ответ !
    А Вы раньше писали:
    «автор применят в блоке питания цепь из включенных последовательно конденсаторов это тоже не есть правильно, увеличивается внутреннее сопротивление такого сборного конденсатора, можно же поставить один 1000-2000мкф на 200В вместо этой гирлянды.»
    Так тоже можно?

  28. Вы кстати как сделали, если не секрет?

    • Я никак не делал 🙂 для моей «тугой» 4х омной акустики, этот усилитель не интересен. Но если бы делал, поставил бы 1000-2000мкф на 200В.

  29. Да, для малоомной акустики не совсем то. Большое спасибо за ответ, однако хотелось бы еще и услышать уже изготовивших и пользующих данный аппарат.
    Заранее спасибо,
    Алексей

  30. С резистором R33-1к при увеличении вых.мощности напряжение» гуляло» от-200в и+100в до +200в и -100в. Это зависит от разброса характеристик ламп 6с33с. Т.е одна из ламп плеч просажевала напряжение другой. При этом ток потребления плеч сильно разнился и установленный ранее 0 мв на выходе (с прогретыми лампами) при отсутствии звук.сигнала. начал находится в пределах + -500мв. После того как убрал этот резистор всё стало как надо- на выходе стабильно + -20мв ,напряжение в пределах + -145-155в. Подбор сопротивления этого резистора не делал,я его просто убрал. Неоновая лампочка и газ.разрядник -это разные приборы.Неонка погасит избыточное напряжение -430в на катоде входной лампы до примерно -50÷60в,а разрядник уменьшит ток на выходе в случае пробоя одной из 6с33с. Читайте внимательно описание схемы,там всё доходчиво написано. Неонки ставил отечественные ТН-0,3-3,а разрядник A81C90X на 90вольт.

  31. При достаточной емкости конденсаторов в блоке питания не должно так гулять напряжение, если при этом убрать R33, то на НЧ, будет «подсасываться» нефильтрованное напряжение с трансформатора, что положительно не скажется на качестве звучания. К тому же плавающая земля автоматически гарантирует полное отсутствие постоянки на выходе при любом износе ламп.
    «Неоновая лампочка и газ.разрядник -это разные приборы.» согласен, но неонка может выполнять функции и разрядника, тоесть также ограничить напряжение до уровня 65 В при аварийной ситуации.

  32. О, на выходных не было доступа к интернету, а тут столько интересного.
    Андрей, спасибо за ответ, а что думаете насчет замены 100мкф на 200мкф или вообще замены на один 1000-2000мкф?
    Как сами реализовали?
    И по разряднику на выходе, это Вы имели ввиду резистор(100ком), запараллеленный на выходе?
    Заранее спасибо за ответ,
    Алексей

  33. Прошу прощения, не внимательно прочитал ответ,- про разрядник на выходе вопрос снимаю.
    Про емкости БП очень интересно услышать мнение.
    Алексей

  34. Кстати, а разрядник 90в, не мало?
    Алексей

  35. Здравствуйте, Александр! Вы пишите,что неонка может ограничить напряжение на выходе усилителя до 65 вольт.Попробуйте подключить к вашим АС ПОСТОЯННОЕ напряжение 65вольт (положительной или отрицательной полярности)-ваши динамики сгорят через несколько секунд,если не сразу.Не зря-же ставят в транзисторных УМ защиту на реле от постоянки на выходе чтоб не спалить АС. Здесь нет вых.звук.транса и есть вероятность появления пост. напряжения на выходе как в транзисторных усилителях в случае пробоя одной из вых.ламп. И откуда вы взяли,что поставив неонку на выход ,там будет именно 65 вольт в аварийной ситуации? Неонка это по суте лампочка, которая светится при подаче на неё определённого напряжения,а не стабилитрон на 65вольт. Это напряжение получается за счёт госящего резистора R7 470к ,у автора схемы получилось -65в ,у меня с ТН-0,3-3 было -51в. Пока входная лампа прогревается, она не участвует в цепи 470к+неонка и на её катодах не -430в,а -51в чтобы не получился межэлектродный пробой в лампе от столь высокого напряжения в -430в. Когда после прогрева лампы подаётся анодное +146в неонка гаснит и на катодах имеем +500-600мв.-это напряжение смещения. Неонка на выходе в данной схеме может сигнализировать только об одном,когда она засветится своим приятным оранжевым светом -значит пора менять динамики в ваших АС.

    • Я пытался сказать что неонка может выполнить всего лишь функцию разрядника, она ограничит в себе напряжение выше ее порога зажигания, другое дело что скорее всего она сможет сработать только один раз, поскольку подача тока выше ее рабочего допустимого, может привести к перерастанию разряда в дуговой, с возрастанием тока через неё до значения, ограниченного лишь внутренним сопротивлением источника питания и подводящих проводов, и, как следствие, коротким замыканием. Ее работа похожа на работу стабилитрона, взгляните на ее вольт амперную кривую.
      А теперь представьте этот усилитель с разрядником на выходе, подключена акустика, представьте что одна из выходных ламп пробилась, учитывая что напряжение пробоя разрядника около 90В, то думаю, что предохранители в цепях питания сгорят быстрее чем напряжение на разряднике достигнет величины его срабатывания, отсюда вывод — разрядник нужен только для защиты человека в нештатных ситуациях при отключенной нагрузке, и при нормальной работе никакого влияния не оказывает, так же поведет себя и неонка, поскольку максимальная амплитуда на выходе усилителя при подключенной нагрузке до 25В, что значительно ниже ее порога зажигания. А вот без нагрузки этот усилитель на всю громкость выкручивать нельзя, есть вероятность пробоя разрядника, что приведет к срабатыванию предохранителей.

    • А нельзя ли заменить неонку стабилитроном?
      Какую роль выполняет конденсатор С2?

      • А нельзя ли заменить неонку стабилитроном? Н1 можно, но стабилитрон шумнее, Н2 нельзя.
        Какую роль выполняет конденсатор С2? Привязывает сетку лампы к земле по переменному току. В общем нужен он там.

  36. Андрей, а про емкости что скажите? Какие сами поставили?
    И может на выходе поставить разрядник помощнее, ваш я так понимаю справляется?
    Алексей

  37. Здравствуйте,Алексей! Конденсаторы в БП ставил Jamicon 10.000мк×100в два шт. последовательно, т.е. получился как-бы один кондёр 5.000мк×200в. Их на один канал надо. 4шт.-два по «+»,и два по»-«. Для выравнивания напряжений на конд-ах при послед.подключении обязательно ставте шунтирующие резисторы на 50к-100к на каждый кондёр. Эти же резисторы будут разряжать их при выключении ус-ля. Подобрать их максимально одинаковые по сопротивлению. Конечно можете поставить по одному конд-ру по «+» и «-» от 3.300мк и выше на 200-250в. C16,C17 и C19 обязательно на 500в. напряжение на них может доходить до -470в.при повышении сетевого напряжения.

  38. Огромное спасибо за ответ Андрей !
    По конденсаторам интересуюсь, потому что думаю поставить мундорфы НЕ электролиты (тюбекапы), а с рук можно купить 200мкф дешевле чем 100мкф в аудиомании. Правда слышал, что дженсены электролиты будут звучать лучше мундорфов НЕ электролитов, однако есть одно но,- не электролиты быстрее любого электролита, поэтому ни как не решусь на покупку(не дёшевы они). Может кто то скажет своё мнение, буду очень признателен.
    И ещё один вопрос меня интересует,- а кто нибудь думал о кенотронах в питании или токи очень высокие и такой кенотрон не подобрать?
    Заранее спасибо за ответ,
    Алексей.

  39. Алексей,судя по тому, что в аудиомании присматриваетесь к Mundorf Tubecap -вы не можете найти конд-ры на 500в (C16,C17, C19).Mundorf фирма брэндовая и делает оч.качественные р/компаненты,но цены на них очень высоки.( Я в этой схеме тоже применял Mundorf ,но межкаскадные полипропеленовые MCap 0.1×630в и 1мк×400в. Покупал в аудиомании два года назад, когда цены ещё были приемлимые.) Цена сейчас одного Tubecap 100мк×550в почти 6.000руб.-по мне,это уже перебор. Я ставил 150мк×500в Hit-Aic (Hitachi) купленные в Elitan.ru. Те-же два года назад они стоили 147р.шт. в зависимости от количества. Сейчас где-то в два раза дороже-не знаю. Могу сказать от себя,а так-же не раз прочитаные отзывы на форумах,что это очень хорошие конд-ры. По электролитам в БП + -150в-здесь без высоких ёмкастей не обайдёшся. Усилитель работает в классе AB и начальный ток покоя всего 200ма,но при увеличении вых.мощности ток потребления каждого плеча(т.е.+ и — )увеличивается до более 1ампера (на пиках),в зависимости от подключёной нагрузки 8 или 16 и т.д. ом. Принцип как в транзисторных усилителях класса AB.Чтобы напряжение не просидало при увеличении тока ,ставим высокоёмкие конд-ры,которые отдают накопленную энергию в нагрузку,т.е. на пару 6с33с. При таких токах кенатроны отпадают сами собой.Ставить их несколько штук с током 2-5ампер по накалу каждый и при этом с ними будет падение напряжения в несколько вольт-не имеет никакого смысла. Схема самодостаточна и соберите её как она есть с нормальной мощностью сетевого транса и болшими ёмкастями в БП + — 150в. Обязательно сделайте задержку подачи этих напряжений в схему на реле на примерно 1минуту.RV2 и RV3 многооборотные типа СП5-14 или СП5-22 или зарубежные аналоги.

  40. Здравствуйте, при настройке усилителя после переменом резисторе RV3 сопротивление должно быть минимальным или максимальным на входе резистора R14.

  41. При токе покоя 200ма суммарное сопротивление RV 3 и R14 должно быть примерно 20к. Если R14 -15к,то RV3-5к. Выставте на подстроичнике около 3к и плавно увеличивая его сопротивление выставте на амперметре ток 200ма. Постоянно контролируйте этот ток в течении первых 10-15минут. Так-же установите посредством RV2 + -10÷20мв на выходе усилителя. Через минут 40 подкорректируйте выставленные ток и напряжение если они изменились.

  42. Здравствуйте, усилитель настраивать с подключеной нагрузкой?

  43. Да,с нагрузкой. При первом включении поставте нагрузочный резистор на 15-25 ват 8-16 ом.

    • Андрей, думаю, первый старт нужно делать без нагрузки, выставить режимы, прогнать по приборам, и только потом уже подключать нагрузку.

  44. Здравствуйте, один канал усилителя работает нормально выставил 200 милиамперметр по амперметру,второй амперметр вообще нечего не показывает, мерил напряжение на сетках выходных ламп, напряжения отличается одного канала от другова,менял выходные лампы местами,как было так и остается.

  45. Может быть неисправные радиолампы 6ж32п.

  46. Во первых проверте очень внимательно правильность монтажа,выводы ламп 6с33с,как уже было сказано ранее,на схеме указаны не правильно(надо: анод- выв.4(самый толстый у лампы),катод-выв.3 и сетка-выв.5. Проверте наличие всех указаных напряжений. Если под словом каналы вы имеете ввиду верхнюю (по +)и нижнюю ,(по -) лампы 6с33с ,то отрицательные напряжения на их сетках будут разные :V 4-50вольт и V5-200вольт. Смотрите внимательно схему. Проверте наличие накала у всех пяти ламп. Если по плюсу питания ток 200ма и на выходе ус-ля около 0мв,то по минусу питания автоматически должно быть тоже 200ма,если конечно всё спаяли правильно и с исправными р/деталями.

  47. Кстати,не знаю ваши познания в радиоэлектронике, но плюс 150вольт и минус 150вольт измеряются относительно общего вывода ,т.е.» земли». Минус питания и «земля»-это не одно и тоже.

  48. Да я это знаю.

  49. Максим,Алексей,Stolir-кто-то из вас собрал эту схему усилителя? Поделитесь своими впечатлениями об качестве звука. Так много спрашивали что и как ,а в итоге тишина… Или спрашивали чтобы спросить ,а не чтобы сделать?

  50. «Для того, чтобы запитать 6с33с +150 и -150 v, сетевой трансформатор вовсе не нужен. От сети 220 В подаем… » категорически не советую так делать. У вас половина сетевого напряжения (110-115В переменки) всегда будет гулять на корпусе усилителя, на источнике, на акустических проводах. Это как минимум опасно для жизни, также приведет к поломке усилителя если закоротите корпус усилителя например через межблочный кабель — источник- сетевой кабель источника и на ноль розетки.

    Добрый день!
    Можно поподробней про природу появления половинки сетевого напряжения, если подключиться напрямик к 220В минуя трансформатор??? Т.е. я правильно понимаю, если подключиться через трансформатор 220 В-220В, то половинки сетевого напряжения на корпусе не будет?

    • «про природу появления половинки сетевого напряжения» — образуется гальваническая связь через диоды моста, так как земля берется со средней точки последовательно включенных конденсаторов, то на этой точке и будет половина сетевого напряжения (усредненное значение).
      «если подключиться через трансформатор 220 В-220В, то половинки сетевого напряжения на корпусе не будет?» Да, так можно сделать.

  51. два дня назад собрали два канала.усилитель работает.отлично.конденсаторы проходные поставили.MKP Jantzen Superior Z-Cap.электролиты поставили.по 10000мкф.ни какого фона нет вообще.если делать из качественных деталей.то выходит дороговато. ну поверьте он стоит того.подключали 4А-32.2а12у4. и вывозит любую музыку.пробывали Manowar.никаких провалов по низам не было.вообще.мы сами были удивлены.замеры будем делать позже.

    • Вячеслав, очень интересна Ваша реализация усилителя, думаю другим было бы тоже интересно посмотреть собранный усилитель. Если можно, пришлите фото, добавлю сюда в статью, а лучше создайте на форуме тему и прикрепите фотки. Буду благодарен.

  52. R33 Resistor, 1k уберите вообще.он там не нужен.

  53. Здравствуйте Андрей,я собрал этот усилитель,заработал один только канал,по звуку сказать пока нечего ,убрал на полку,занялся другим проектом,скоро хочу возобновить работу над усилком и еще хочу поменять анодный транс,помощнее поставить,тогда будет видно ,что получиться.

  54. Здравствуйте, нужно ли шунтировать электролитические кондесаторы 3300 мкф в блоке питании,пленочными кондесаторами и какой емкостью.

    • Если нормальные брендовые конденсаторы а не советское барахло то не нужно, может быть даже лишним.

  55. В постах 4 и 6 речь идёт о каких-то выходных трансформаторах. Это общие теоретические рассуждения по поводу выбора схемы или имеют отношение к обсуждаемой? Но здесь же OTL.

    • То было лирическое отступление от темы, но если у вас скажем, 4-х омная нагрузка, то применить к данному усилителю автотрансформатор думаю неплохая компромиссная идея. При небольшой потере детальности на ВЧ, получите в разы большее КПД и мощность усилителя, более глубокий бас и динамику.

  56. Весь замысел «построить эту «печку» основан и мотивирован отсутствием выходного трансформатора а собирать циклотрон (или цирклотрон, не знаю как правильно) можно и на других лампах. Если считать КПД по мощности в нагрузке — наверное «ДА», хотя я лично считаю, что для комфортного прослушивания мощность достаточна даже с нагрузкой 8 Ом. А если оценивать затраты по току накала и весу то разницы никакой, более того автотрансформатор только добавит вес. На мой взгляд лучше уж подобрать более высокоомную акустику, тем более что у «ламповиков» она всегда имеется «в загашнике»
    Судя по заявленной мощности трансформаторов блок питания общий на два канала, а судя по количеству «банок электролитов» на фото — питание раздельное. Как правильно в этом случае, разделить анодное после трансформаторов или применить два ТА?

    • «можно и на других лампах» можно но не стоит, 6С33С выгодно отличается огромными рабочими анодными токами, она почти транзистор. «мощность достаточна даже с нагрузкой 8 Ом» — суть не в самой мощности, ее может и достаточно, а в драйве, качестве баса, его прорисовке, плотности, ударе, трансформатор позволяет просто лучше согласовать лампу с нагрузкой. Добавлю, что этот усилитель с автотрансформатором не превратиться в обычный классический ламповик. За счет меньшего числа витков обмоток и их емкости, потери звука в таком трансформаторе будут намного меньше. «Как правильно в этом случае, разделить анодное после трансформаторов или применить два ТА?» — или два отдельных тр-ра или отдельные обмотки на каждый канал.

  57. Решил собрать этот усилитель. Возникли несколько вопросов. Помогите ответить.
    1.На выходе усилителя «по умолчанию» может присутствовать постоянное напряжение порядка 10-20 мв. Постоянным током в 2,5 мкА на 8-ми омной акустике мы пренебрегаем?
    2.Достаточно ли предохранителей FS1 и FS2 на 3,15А в блоке питания для защиты АС или целесообразно поставить модуль релейной защиты от постоянного напряжения как в транзисторных усилителях и будет ли он корректно работать при наличии «постоянки» о которой идёт речь в п.1
    3.В описании схемы идёт речь о том, что с повышением импеданса АС возрастёт и мощность в нагрузке. Это действительно так? Я планирую подключить широкополосные АС сопротивлением 32 Ома.

    • 1. 10-20 мв. это отличный результат, до 50мВ терпимо.
      2. Если хотите заморочиться то можно, хуже не будет. «будет ли он корректно работать при наличии «постоянки»» -будет все ок, там порог срабатывания больше 200-500мВ.
      3. Да, это так. С такой акустикой получится шикарная связка.

      • Заморачиваться не хочется. Т. е. предохранители динамики «спасут» в любом случае?

        Спасибо за ответ.

        • «Т. е. предохранители динамики «спасут» в любом случае?» — От пожара может и спасут, акустику — не уверен 🙂

  58. Наконец-то, доделал свой усилитель,звук мне понравился, но вкус у всех разный,небольшой совет,анодного напряжение делаете для каждого отдельное налаживать будет удобнее,накал хватит тн61.

Оставить комментарий

Вы можете использовать следующие теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(обязательно)

(обязательно)

What is 7 + 14 ?
Please leave these two fields as-is:
IMPORTANT! To be able to proceed, you need to solve the following simple math (so we know that you are a human) :-)
© 2011 hifisound.com.ua При использовании материалов с данного сайта, обязательна ссылка на сайт HI-FI sound и первоисточник Поддержка предоставлена компанией www.hifiaudio.com.ua