С.М. Иванов, г. Киев

Любители музыки и кино знают, что звучание любимого музыкального произведения и вос­приятие «киношных» спецэффектов в значитель­ной степени определяется тем, как домашняя аудиосистема воспроизводит бас. А за его каче­ство как раз и отвечает сабвуфер. Особенности высококачественных моделей сабвуферов рас­смотрены в этой статье.

Как бы ни была хороша такая акустическая си­стема (АС), как сабвуфер, в наших квартирных усло­виях он эксплуатируется в окружении, весьма далеком от идеального. Даже немного заполненная мебелью комната (рабочее помещение АС) имеет несколько резонансных частот, что приводит к то­му, что даже очень качественный сабвуфер в ней просто «гудит». Отсюда следует необходимость ос­нащения сабвуферов устройствами, позволяющи­ми адаптировать его характеристики к условиям реального рабочего помещения. В простейшем случае в сабвуфер вводят перестраиваемый режекторный фильтр, который настраивается на основ­ную резонансную частоту рабочего помещения. Поскольку в рабочем помещении, как правило, нес­колько резонансных частот, то в более сложные модели сабвуферов встраивают эквалайзеры с регулируемой крутизной спада АЧХ. В еще более сложные модели встраивают систему автоматиче­ской настройки АЧХ с измерительным микрофоном. Разумеется, стоят такие сабвуферы недешево и от­носятся к высококачественной акустике.

Для того чтобы читателям было проще ориен­тироваться в предлагаемых на рынке аппаратах, в дальнейшем рассмотрим модели сабвуферов, ос­нащенных разными по сложности системами улуч­шения звучания и, соответственно, разных ценовых категорий. Все такие аппараты спроектированы с одной целью — улучшить звучание домашнего аудиокомплекса, подстраиваясь под акустику реаль­ного рабочего помещения.

Интересно отметить, что с изменением ценовой категории сабвуфера изменяется и его акустическое оформление. Так, большинство бюджетных сабву­феров выполняются с фазоинвертором. Более до­рогие модели оснащены пассивным радиатором. А в системах высокого класса, как правило, использу­ют акустическое оформление «закрытый корпус».

Все рассматриваемые ниже сабвуферы, кроме Infinity Cascade 12, имеющего исполнение «пас­сивный радиатор», выполнены в акустическом оформлении «закрытый корпус». Все они оснаще­ны линейным входом и имеют высокоуровневый выход встроенного УМЗЧ для подключения допол­нительной АС.

Современные сабвуферы — это достаточно сложные устройства с множеством органов упра­вления входов и выходов. Внешний вид задней па­нели сабвуфера Sunfire True Subwoofer EQ Signature показан на фото в начале статьи.

Infinity Cascade 12

Infinity Cascade 12

 

Звучание. Хорошего качества. Сабвуфер де­монстрирует хорошо сбалансированное звуча­ние. «Басовитые» музыкальные инструменты звучат очень убедительно. Однако некоторым «взрывным» эффектам кинофильмов не хватает натуральности.

Конструкция. Применен 256-мм динамик из анодированного алюминия, расположенный на дне корпуса. На боковых стенках установлены два пассивных радиатора диаметром 256 мм. Предус­мотрен только линейный вход низкочастотного сигнала. ПДУ не предусмотрен.

Оснащение. Предусмотрены регуляторы уров­ня, частоты среза кроссовера и переключатель фа­зы. АС оснащены фирменной системой R.A.B.O.S. Имеется измеритель звукового давления, по его показаниям, используя графики с прилагаемого CD-диска, можно определить требуемые параме­тры фильтра для работы в заданном рабочем по­мещении. Однако такая настройка сабвуфера занимает довольно много времени.

Характеристики. Отличается очень хорошей, ровной АЧХ с небольшой волнистостью, вызванной работой эквалайзера. Система компенсации резонансов рабочего помещения позволяет эффектив­но их устранять. При отключенном эквалайзере АЧХ полоса пропускания составляет 28…320 Гц (неравномерность ±10 дБ). КНИ составляет менее 1 % на частотах 55.. .400 Гц и увеличивается до 4% на частотах ниже 35 Гц. С уменьшением громкости КНИ заметно уменьшается, особенно на частотах ниже 70 Гц.

Особенности. Ручная подстройка параметров АС под характеристики помещения.

Mordaunt-Short Mezzo 9

Mordaunt-Short Mezzo 9

 

Звучание. Среднего качества. Заметна нерав­номерность АЧХ в рабочей полосе частот. Однако сабвуфер демонстрирует комфортное, приятное для слуха звучание. Тем не менее, АС не достает тембровой и тональной точности звучания. Каче­ство звука резко ухудшается при увеличении громкости. При просмотре видеофильмов АС вос­производит фонограмму с меньшими огрехами, чем при прослушивании музыки.

Конструкция. Применены два 200-мм динами­ка с алюминиевыми диффузорами. Аппарат очень компактный, но тяжелый — весит более 20 кг. Ди­намики расположены на противоположных сторо­нах корпуса, при этом работают каждый в свою сторону. В итоге паразитные колебания, возника­ющие в корпусе АС, производятся в противофазе и взаимно компенсируются. В комплект входит ПДУ со встроенным линейным индикатором уровня звукового давления. Используется УМЗЧ класса D.

Оснащение. Для управления сабвуфера (кроме ПДУ) предусмотрена панель управления в верхней части корпуса АС. Имеются не только линейные, но и высокоуровневые входы. Есть также вход триггерного включения и отключения АС.

Для настройки АЧХ АС необходимо вручную со­ставить график давления по показаниям встроен­ного в ПДУ индикатора. Тестовые сигналы записаны на прилагаемом CD-диске. По результатам измере­ния производится настройка 4-х встроенных филь­тров. Процесс настройки итерационный и занимает очень много времени.

Характеристики. АЧХ имеет вид горба с «волна­ми» — типичный для «среднего» сабвуфера. Регу­лировка частоты среза сильно влияет на громкость звучания. При отключенном эквалайзере полоса пропускания составляет 28…250 Гц (неравномер­ность ±10 дБ). КНИ составляет менее 1% на часто­тах 55… 180 Гц и увеличивается до 4% на частотах ниже 25 Гц. Как с уменьшением, так и с увели­чением относительно средней громкости КНИ заметно уменьшается, особенно на частотах ниже 30 Гц. Это очень необычное поведение АС.

Особенности. Неравномерная АЧХ. АС явно ориентирована на использование в домашнем кинотеатре.

Velodyne SPL-1200R

Velodyne SPL-1200R

 

Звучание. Высокого качества. Отличается очень ровной АЧХ и прекрасным, сбалансирован­ным звучанием. Превосходно звучат все «низкие» акустические инструменты. При работе в составе

домашнего кинотеатра сабвуфер демонстрирует впечатляющие спецэффекты. Это по-настоящему универсальная АС.

Конструкция. Используется динамик диаме­тром 300 мм с диффузором из кевлара, пропитан­ного специальной смолой. Оснащен миниатюрным ПДУ. Комплектуется измерительным микрофоном.

Оснащение. Предусмотрены линейные и высо­коуровневый входы. Есть также вход триггерного включения и отключения АС. Большая часть функ­ций управления доступна через ПДУ. Имеются регулировка громкости и фазы, выбор предуста­новок фильтров эквалайзера, а также настройка под помещение. Эта настройка производится до­вольно просто и буквально за несколько секунд, -это очень удобно. Ручная подстройка под рабочее помещение не предусмотрена.

Характеристики. Довольно ровная АЧХ с неболь­шой волнистостью. Встроенный эквалайзер поз­воляет сгладить АЧХ в полосе 25… 100 Гц, но одновременно понижает громкость звучания АС. При включенном эквалайзере полоса пропускания составляет 25… 150 Гц (неравномерность ±10 дБ). АС характеризуется очень низким КНИ. Он соста­вляет менее 0,4% при любой громкости на часто­тах 60…300 Гц, — это очень хороший показатель. КНИ увеличивается до 4% на частотах ниже 30 Гц только на большой громкости. С уменьшением громкости КНИ снижается до 2% на частоте 15 Гц, -это очень хорошо.

Особенности. Быстрая автоматическая на­стройка сабвуфера.

Sunfire True Subwoofer EQ Signature

 

Sunfire True Subwoofer EQ Signature

Звучание. Хорошего качества. Бас упругий, жесткий и хлесткий. Отлично передаются спецэф¬фекты из кинофильмов. Однако при воспроизве¬дении музыки возникает проблема подбора фронтальных АС, которые будут работать вместе с этим сабвуфером — слишком уж энергичен бас у данной АС.

Конструкция. Две 300-мм головки установлены на противоположных сторонах корпуса АС. Их осо­бенность — это очень большой ход диффузора — до 6 см. При этом головки крепятся не внутри, а снаружи корпуса АС.

Оснащение. Имеются регуляторы частоты среза, уровня и фазы сигнала. Предусмотрено несколько входов, как линейных, так и высокоуров­невых. Есть также вход триггерного включения и отключения АС.

Настройка сабвуфера на акустические параме­тры помещения производится автоматическим эквалайзером с

измерительным микрофоном. Этот процесс очень прост и занимает всего нес­колько минут. Предусмотрена и ручная настройка сабвуфера.

Характеристики. АЧХ близка к идеальной для сабвуфера: почти плоская в полосе рабочих частот и с крутым спадом за ее пределами. Включение эк­валайзера заметно линеаризует АЧХ, особенно в полосе частот60… 100 Гц. При включенном эквалай­зере полоса пропускания составляет 25… 100 Гц (неравномерность ±10 дБ). АС характеризуется до­вольно высоким КНИ. Причем он сильно растет как с понижением, так и с увеличением частоты. КНИ составляет менее 1 % на частотах 50.. .90 Гц только на малой громкости, и увеличивается до 4% на ча­стотах ниже 30 Гц и выше 100 Гц, т.е. за пределами полосы пропускания АС. С увеличением громкости КНИ очень сильно растет.

Особенности. Автоматическая настройка саб­вуфера.

АТС С4 Sub

АТС С4 Sub

Звучание. Высокого качества-демонстрирует­ся практически концертный бас. Отлично звучит му­зыка любого жанра. При просмотре видеофильмов сабвуфер обеспечивает очень реалистическое звучание спецэффектов. Аппарат отличается хоро­шей музыкальностью и универсальностью.

Конструкция. Используется 12-дюймовый динамик со встроенным усилителем. Динамик рас­положен на дне корпуса АС и работает на щель между дном АС и подиумом. Аппарат очень габа­ритный (почти 60 см в высоту) и весит более 50 кг. ПДУ не предусмотрен.

Оснащение. Сабвуфер оснащен пошаговыми ре­гуляторами уровня и частоты среза кроссовера. Пре­дусмотрен режим Flat выравнивания АЧХ в полосе 20…2000 Гц. Имеется также режим «Lift» — подъем АЧХ в районе 40.. .60 Гц (это довольно редкая опция).

Характеристики. Имеющаяся регулировка ча­стоты среза фильтра кроссовера малоэффектив­на. АЧХ более-менее линеаризуется только при включении режима «l_ift». В этом случае устраняет­ся странная, ступенчатая форма АЧХ на частотах выше 120 Гц. Как хорошо согласовать сабвуфер со ступенчатой АЧХ с остальными АС, совершенно не­понятно.

При включенном режиме «Lift» подъем АЧХ составляет около 6 дБ, и при установке кроссове­ра в положение 180 Гц полоса пропускания соста­вляет 28… 120 Гц (неравномерность ±10 дБ), — это неплохой показатель. КНИ составляет менее 1% на частотах 40… 120 Гц и увеличивается до 4% на ча­стотах ниже 20 Гц. С увеличением громкости КНИ также немного растет.

Особенности. Ограниченные возможности кор­рекции АЧХ.

 

Основные параметры рассмотренных сабвуфе­ров приведены в таблице.

Что выбрать?

Рассматривая одновременно сабвуферы весь­ма разных ценовых категорий, хотелось бы пока-

зать, что цена такого аппарата не всегда однознач­но связана с качеством его звучания. Тем более что цена сабвуфера высокого класса зависит еще и от наличия в нем системы автоматической на­стройки под рабочее помещение. Наверное, поэ­тому аппараты Velodyne SPL-1200R и Sunfire True Subwoofer EQ Signature звучат несколько хуже, чем можно было ожидать, ориентируясь на их цену.

Особенностью всех рассмотренных сабвуферов является их возможность подстраиваться (в ручную или автоматически) под параметры рабочего поме­щения. Но каждый из рассмотренных аппаратов делает это по-своему. Так у Infinity Cascade 12 для этой цели используется режекторный фильтр, спо­собный настроиться только на один основной ре­зонанс рабочего помещения. Однако во многих случаях этого бывает достаточно. Недостаток та­кого решения — длительная процедура настройки.

В Mordaunt-Short Mezzo 9 используется уже не один, а два режекторных фильтра, что еще боль­ше удлиняет процедуру настройки, но позволяет получить несколько лучший результат. Наличие ПДУ у этой модели облегчает как настройку сабвуфера, так и работу с ним.

Infinity Cascade 12 Mordaunt-Short Mezzo 9 Velodyne SPL-1200R Sunfire True Subwoofer EQ Signature АТС C4Sub
Мощность УМЗЧ, Вт 300 375 1000 600 650
Частотный диапазон, Гц 28…150 30…200 22…120 16…100 18…250
Средний КНИ (40…160 Гц, 94 дБ), % 0,7 0,8 0,45 2 0,75
Высокоуровневый вход / линейный выход -/ + + / + + / + + / + -/-
Триггерный вход /кроссоверный вход -/ + + / + + / + + / + -/-
Диапазон регулировки частот среза ФНЧ, Гц 50…150 50…150 40…120 30…100 50…2000
Автовыключение + + + +
Габариты, мм 508x381x352 315x338x350 370x360x410 330x330x330 582x500x500
Масса, кг 19 22 24 24 54
Цена, USD 500 730 2000 2500 3100

 

 

В Sunfire True Subwoofer EQ Signature для под­стройки параметров используется не только изме­рительный микрофон, но и система автоматической или ручной настройки. При этом ее АЧХ можно из­менять в весьма широких пределах.

В сабвуфере Velodyne SPL-1200R системы руч­ной настройки нет, но автоматическая делает свое дело очень быстро и качественно. Процесс еще более облегчается благодаря наличию ПДУ.

Хуже всего с подстройкой под параметры рабо­чего помещения дело обстоит у весьма недешево­го АТС С4 Sub. Как таковой системы подстройки под помещение в нем нет. Есть только регулируе­мый кроссовер (как и во всех остальных рассмо­тренных сабвуферах) и функция Lift, позволяющая иногда выровнять АЧХ. Разработчики, по-видимо­му, решили, что для такой габаритной и высокока­чественной АС дополнительные функции ни к чему.

Как все это отразилось на звучании сабвуферов?

Наихудшее качество звучания продемонстриро­вал сабвуфер Mordaunt-Short Mezzo 9. По-видимо­му, погнавшись за комфортным «киношным» звучанием, его разработчики не обеспечили каче­ственное воспроизведение музыки. Цена этого ап­парата явно завышена, по сравнению с качеством его звука, что можно объяснить использованием в этом сабвуфера сразу двух недешевых НЧ головок.

Другой рассмотренный сабвуфер с двумя НЧ головками — Sunfire True Subwoofer EQ Signature -также не порадовал качественным басом (хотя бас у него очень громкий), несмотря на наличие авто­матической системы настройки параметров, кото­рая лишь дополнительно увеличила его цену.

По-видимому, использование 2-х разнесен­ных источников звука в этих двух АС не позволяет получить малый уровень искажений исходного сигнала. К тому же оба эти сабвуфера — Mordaunt-Short Mezzo 9 и Sunfire True Subwoofer EQ Signa­ture — имеют близкий и явно недостаточный для по-настоящему высококачественного звучания объем корпуса АС.

Очень порадовало вполне приличное звучание сабвуфера Infinity Cascade 12, особенно если при­нять во внимание его очень приемлемую цену. Зву­чит эта АС куда лучше упомянутых выше аппаратов от Mordaunt-Short и Sunfire. Этот сабвуфер, конеч­но, иногда не обеспечивает нужного напора низ­ких частот, но хорошо звучит и при просмотре видеофильмов, и при прослушивании музыки.

Сабвуфер Velodyne SPL-1200R хорошо звучит и при воспроизведении музыки, и при просмотре видеофильмов. Высокоэффективная система ав­тонастройки позволяет ему хорошо адаптиро­ваться к параметрам помещения. Однако его цена в 4 раза выше, чем лишь у немного хуже его звучащего Infinity Cascade 12.

Аппарат АТС С4 Sub, наверное, не очень кор­ректно сравнивать с другими рассмотренными сабвуферами, т.к. он имеет объем и массу вдвое большие. Это очень качественный аппарат. Одна­ко он и места занимает много, и стоит существен­но дороже остальных.

Итак, из рассмотренных сабвуферов для наших не очень больших комнат, наверное, наилучшим по соотношению качество звучания / цена будет ап­парат Infinity Cascade 12.

Радиоаматор 5 ‘2010

 

 

 

 



Оставить комментарий

Вы можете использовать следующие теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(обязательно)

(обязательно)

What is 5 + 15 ?
Please leave these two fields as-is:
IMPORTANT! To be able to proceed, you need to solve the following simple math (so we know that you are a human) :-)
© 2011 hifisound.com.ua При использовании материалов с данного сайта, обязательна ссылка на сайт HI-FI sound и первоисточник Поддержка предоставлена компанией www.hifiaudio.com.ua